"Music and Smile" Sevastopol
Персональный сайт Анны Ифтоди
Главная » Статьи » Пресса » СМИ

АКТРИСА МИРОВЫХ ПАРТИТУР
Возвращение Баттерфляй

Дебютировала Соломия Крушельницкая во Львовской опере партией Леоноры в «Фаворитке» Г.Доницетти. Началом ее триумфального успеха стала опера «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Вначале у этой оперы была печальная судьба. 17 февраля 1904 года в Милане на сцене «Ла Скала» на премьере «Мадам Баттерфляй» композитор потерпел фиаско — она была беспощадно освистана. Не дождавшись окончания спектакля, Пуччини покинул театр и, подавленный, поспешил домой, чтобы уединиться и понять причину провала.
Решить проблемы композитору помог совет Артуро Тосканини, предложившего сделать в опере купюры — сокращения, а на роль Чио-Чио-Сан пригласить Соломию Крушельницкую. Подсказка друга оказалась очень правильной, так как на ранее певшую солистку Розину Сторкио надежды не было, а Крушельницкую Пуччини слушал до этого во Львовском театре оперы и балета, когда Соломия была еще студенткой консерватории, и в Вене, где она с успехом выступила в операх Рихарда Вагнера. С помощью Тосканини произошло и знакомство композитора с украинской певицей. В момент их личной встречи Соломия приняла предложение маэстро.
После трех месяцев репетиций наступил день 28 мая 1904 года, когда ее пение в опере стало праздником искусства. За кулисами театра «Гранде» города Брешии Соломия Крушельницкая волновалась не меньше композитора. Но волнения были напрасны — премьера увенчалась триумфом.
Тогдашний беспрецедентный успех Крушельницкой еще и сейчас вызывает искреннее изумление и восторг у специалистов. «Возвращение из прошлого» «Мадам Баттерфляй» в интерпретации Соломии Амвросиевны было сделано на высочайшем интеллектуальном уровне, с такой сценической правдой и глубиной, которые удовлетворяли требованиям самых утонченных вкусов. В роли Баттерфляй певица получила прекрасную возможность продемонстрировать свой изысканный артистизм.
Успех повторной премьеры оперы «Мадам Баттерфляй» стал переломным не только в жизни маэстро, но и Соломии, потому что она решила остаться в Италии.
Триумфальный успех певицы вознес ее на вершину славы. Вот как вспоминает об этой премьере видный итальянский музыковед Ринальдо Кортопасси: «...Тут был весь цвет Брешии, представители культуры, светского общества. Многие приехали из Милана. Все в напряженном ожидании. В девятом часу за дирижерским пультом появляется маэстро Клеофонте Кампанини. Поднимается занавес. Блестящее оформление спектакля прекрасно и значительно лучше миланской постановки передает дух оперы. Зал воодушевляется при звуках ариозо Пинкертона, чудно пропетого тенором Дзенателло... Выслушав оперу до конца, зрители аплодисментами вызывают Пуччини, требуют повторить на бис финал дуэта. Публика вновь аплодирует автору, Кампанини, Дзенателло и... Соломие Крушельницкой, которая бесподобно вела свою партию...» Автор вспоминает, как публика семь раз вызывала на сцену актеров и композитора, а Соломию просили повторять на бис знаменитую арию «В ясный день желанный».

Штраусовские мировые премьеры

Не прошло и десяти лет, как Соломия Крушельницкая становится гарантией и символом триумфального успеха на самых известных оперных сценах Европы и Америки. Ее карьера — блистательна. В 1906 году А.Тосканини приглашает ее в «Ла Скала». Именно в этом театре Крушельницкая во всем блеске проявляет себя в итальянских премьерах штраусовских «Саломеи» и «Электры», участвует в мировых премьерах опер Ф.Чилеа «Глория», И.Пиццетти «Федра». В 1908 году актриса вместе с Пуччини совершает гастрольную поездку в египетские Каир и Александрию, где она поет в опере «Богема». Затем гастрольная поездка актрисы достигает Аргентины, Чили, Испании, Португалии, Монако... К сожалению, в Киеве она не смогла побывать и выступить в национальной опере. А вот в Петербурге! Однажды сам Николай II, ценивший талант певицы, пригласил ее петь при дворе. В завершение концерта она, как всегда, спела несколько народных песен. Император был доволен, но на каком языке пела Соломия — не знал. «Это — песни моего народа, народа Украины», — гордо ответила певица, хотя страны такой в то время официально не существовало.

Родина ее — Украина

Соломия Крушельницкая родилась в семье священника в селе Билавинцах Бучацевского района. Дeтcтво певицы прошло в Тернополе, куда переехала ее семья. В Тернопольской гимназии она получает и музыкальную подготовку. С десяти лет Соломия принимает участие в концертной деятельности, поет в составе хора «Русские беседы». Несмотря на то что для дочери священника артистическая карьера была нежелательным явлением, отец, видя талант дочери, в 1891 году на последние деньги отправляет ее во Львов в консерваторию обучаться по классу фортепиано и вокала. Необыкновенно старательная девушка заканчивает ее с медалью и в том же 1893 году 15 апреля дебютирует с большим успехом на Львовской сцене в партии Леоноры в опере «Фаворитка» Доницетти и в роли Сантуццы в «Сельской чести».
В этот период во время гастролей во Львове знаменитой итальянской певицы Джемми Беллинчони у девушки появляется желание продолжить учебу в Италии. И этому желанию суждено было сбыться. Оказывается, Соломия покорила гостью талантом, и та рекомендовала ей продолжить «музыкальные университеты» в ее стране, считая, что только так талантливая Крушельницкая сможет достичь славы.
В 1893 году Крушельницкая отправляется на учебу в Италию к профессору Фаусту Креспе. И буквально через год, выступая на итальянских сценах, Соломия начинает покорять публику. В 1895-м она дебютирует на сцене театра Кремоны в партии Манон Леско, за дебютом следуют выступления в Парме, Триесте в роли Амелии в «Бале-маскараде», Леоноры в «Силе судьбы», Джоконды в одноименной опере Понкьелли, в Бергамо она поет в «Богеме». Не забывает и родной Львов, куда ее постоянно приглашают.
Голос певицы обрел такую мощь, что ей под силу стали и вагнеровские партии Эльзы в «Лоэнгрине», Елизаветы в «Тангейзере», Изольды.
В 1898—1902 гг. Крушельницкая блистает на сцене Варшавской оперы. Здесь одной из ее любимых ролей стала Татьяна из «Евгения Онегина» П.И.Чайковского. В этот период она неоднократно гастролировала в Петербурге, где ее партнерами были Ф.Шаляпин, Э.Карузо, М.Баттистини, С.Арнольдсон, Л.Тетраццини... В 1902 году состоялось триумфальное выступление певицы в Париже в дуэте с Яном де Решке. В 1903 Крушельницкая поет Аиду в неаполитанском театре «Сан Карло». Пела легко, свободно, и то, что кто-то называл трудной работой, она делала с радостью и вдохновением.
Во время гастролей Крушельницкой доводилось играть четыре, а то и пять представлений в неделю. Для освоения текста новой оперы ей хватало двух дней, для создания образа, «вживания» в роль — еще трех-четырех. Репертуар певицы насчитывал 63 партии.
Соломия вошла в историю символом совершенства и непревзойденности в искусстве того времени. Пресса называла Крушельницкую «незабываемой Аидой», «наипрекраснейшей Чио-Чио-Сан», «идеальной Брунгильдой», «чарующей Саломеей», «поражающей Валькирией»...
Все это время Крушельницкая бывает и во Львове, где выступает с концертами. В последний раз в Италии она вышла на театральную сцену в 1920 году в театре «Сан-Карло». Однако концертной деятельности не прекратила. В 1927 году Крушельницкая предприняла большое концертное турне по Северной Америке, где выступила и перед украинскими эмигрантами. В последующие годы занималась преподаванием в Милане.

Сердце певицы покорил Риччони

В 1910 году 38-летняя Соломия решила связать свою судьбу с известным итальянским адвокатом Чезаре Риччони. Ее избранник, он же и мэр Виареджо, — тонкий знаток музыки, эрудированный аристократ. Они познакомились... в суде, где синьор Чезаре защищал интересы Крушельницкой. Во время пребывания труппы на Сицилии произошло извержение вулкана, и по настоянию медиков артисты покинули остров. Дирекция театра пошла на разрыв контракта, но всю ответственность возложила на примадонну. Ч.Риччони удалось доказать, что гастроли были прерваны из-за обстоятельств, которые порой бывают выше наших сил. Супруги поселились в очаровательном курортном городке Виареджо на берегу Лигурийского моря невдалеке от Ливорно. Шикарную виллу назвали «Саломе».

В советском Львове

В 1936 году после смерти мужа Соломия приехала во Львов, ибо все больше хотела вернуться на родину. Через три года приехала снова, чтобы увидеться с родственниками. Львов уже стал советским. Представители советской власти недоброжелательно встретили Соломию Амвросиевну. Они сразу же национализировали ее львовский дом, оставив при этом ей и сестре Анне четыре комнатки. К этой беде прибавилась еще одна: Соломия Амвросиевна сломала ногу и та, мучая ее болями, заживала очень медленно. Во время немецкой оккупации певица сильно бедствовала и, чтобы заработать на хлеб, давала частные уроки вокала за мизерную плату. Уехать в Италию не решилась: там ее никто не ждал, ведь детей у нее не было.
После войны Крушельницкая начала работать в консерватории, но во время «чистки кадров от националистических элементов» ее хотели уволить по причине отсутствия диплома. Но диплом, к счастью, нашли в фондах городского исторического музея.
Подданная Италии, Соломия Амвросиевна много раз обращалась с просьбой о предо-
ставлении ей советского гражданства, но власти потребовали от нее заявление о передаче ее итальянской виллы «Саломе» Советскому государству. Певица согласилась, ибо другого выхода не было. Виллу тут же продали, вернув певице незначительную часть полученных средств.
В октябре 1952 года, за месяц до ухода из жизни, Крушельницкая наконец-то получила звание профессора.
Соломия Амвросиевна умерла 16 ноября 1952 года. Похоронена на знаменитом Лычаковском кладбище города Львова.
Именем знаменитой землячки назван Львовский театр оперы и балета. В доме Соломии Крушельницкой во Львове открыт ее мемориальный музей.

Людмила ТКАЧЕНКО,
«Имею ПРАВО»
Категория: СМИ | Добавил: superukrteh (27.11.2009)
Просмотров: 883 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
Архив записей
Наш опрос
Какую музыку Вы предпочитаете?
Всего ответов: 61
Мини-чат
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Фаворит-ТВ

  • JARMAROK.com.ua - безкоштовні оголошення

    RealMusic.ru - слушай и качай музыку в mp3.



    Медиапортал Севастополь.Новости.Видео.Интервью

    Зарегистрированный пользователь Бавуна № 57649
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    UAcenter.com - Объявления Украины, Поиск, Каталог.

    ERA.COM.UA
    интернет портал

    Rambler's Top100 Севастополь - Городской Информационный Центр Севастопольский портал. Севастополь в Интернет - каталог сайтов Севастополя Классика в mp3 Цены на компьютеры. Объявления Украины и России. Украинский портАл Start.Crimea.ua
    Товары и услуги